Навигация
 
Главная arrow Фотогалереяarrow Успенский Трифонов монастырь в рисунках Татьяны Дедовойarrow Успенский Трифонов монастырь в Вятке
Успенский Трифонов монастырь в рисунках Татьяны Дедовой

Успенский Трифонов монастырь в Вятке

1. Вереницей растянулись вдоль набережной величественные постройки. Силуэт старой Вятки - шпили колоколен да купола храмов. Центр города заботливо окружен монастырями - мужским и женским.Мужской Трифонов монастырь расположился к югу от Свято-Троицкого кафедрального собора за городским рвом и речкою Сорою. Белоснежные храмы старинной обители окружены серебристой дымкой мороза зимой, а летом утопают в изумрудной зелени. «Бпаженное место! Красиво, тихо, спокойно, просторно!»

Ал.Невский собор и Трифонов монастырь г.Вятки

2. Основателем и строителем первого в нашем городе монастыря стал преподобный Трифон Вятский (1546 - 1612 гг.) Уроженец Архангельской губернии, принявший постриг в Пыскорском монастыре на Урале. Монах, прославившийся строгой и праведной жизнью. Он и передал Ивану Грозному челобитную от именитых горожан: «...Города местные от московских удалены и негде вятским людям постригаться, и не от кого принять перед смертью иночество». 2 июля 1580 г. была получена от царя грамота на построение монастыря. Место отведено за оврагом Засорой - земля старого хлыновского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Преподобному оно приглянулось - в стороне от мирской суеты.

XVI век. Успенский собор Трифонова монастыря

3. На строительство Успенского собора преподобный Трифон сам собирал пожертвования, заготавлял лес, подряжал плотников. В 1588 г. срубили местные зодчие церковь деревянную. «...От земли бо до основания здание вкупе, к верху же совершение разно, о шести верхов шатровых со главами. Имеет та церковь окрест себя пять приделов...» Построен храм на пожертвования жителей пяти вятских городов - Хпынова, Котельнича, Орлова, Слободского и Шестакова. Архитектурный замысел - тоже депо преподобного. Побывав в столице, он решил создать на Вятке подобие собора Василия Блаженного - на едином основании ожерелье приделов.

XVII век. Свято-Успенский Трифонов монастырь

4. В начале XVII столетия деревянный монастырь представлял исключительно живописную картину: четыре деревянных храма, «над кладезем» часовня, в центре на четырех столбах колокольня с восемью колоколами, крытая шатром... Весь монастырь - образ города, посвященного Богородице: храмы в честь Успения, Благовещения, в которых собрано множество Богородичных икон... Описи изобилуют перечислением икон в золотых окладах, усыпанных жемчугами и драгоценными каменьями. Большая библиотека, богатая утварь, славившиеся в Хлынове своей мелодичностью колокола, нарядные иконостасы - всё это сделало монастырь главным украшением вятской страны.

Успенский Трифонов монастырь на Вятке реке

5. Вокруг монастыря сразу стала расти слободка. Жили там служки и работники монастырские. Среди них были лучшие в городе мастера - кирпичники и печники, кузнецы, ппотники, портные. Здесь же работали и иконописцы. Хотя в большинстве своем иконы обители были привозные: преподобный Трифон получал богатые вклады на монастырь от царя Федора Иоанновича, от московских вельмож, от старцев Чудова монастыря, от своих покровителей Строгановых. В XVII веке за монастырем числилось почти 25000 крепостных крестьян. Трифонову монастырю принадлежали леса, рыбные угодья, сады, целые деревни. За счет своего обширного хозяйства и богатых даров монастырь скопил немалые средства. Это дало возможность в конце XVII столетия начать дорогостоящее каменное строительство.

Успенский собор Трифонова монастыря г.Вятки

6. Архиепископ Иона пожелал главный монастырский храм соорудить каменным на прежнем месте. Собор возводился под руководством столичных зодчих в течение пяти лет. Строили его по примеру Успенского собора Московского кремля. В 1689 г. новое здание - прекрасное и торжественное - украсило центр обители. В этом храме, у северной стены, - рака с мощами преподобного Трифона. Рака -это богатое надгробие. Известный краевед И.М.Осокин в начале XX века писал, что вес серебряного надгробия составляет 4,5 пуда, а общая стоимость достигает 5000 рублей

Вятка. Вид на Трифонов монастырь и Кремль

7. Кроме центрального собора в монастыре были выстроены трапезные и больничные палаты с двумя церквами, колокольня, жилые кельи, множество хозяйственных построек: погреба, житницы, квасоварня, амбары, сушила, кузница, чеботарня... Против алтаря Успенского собора, под горой, в XVI - XVII веках стояла деревянная часовня над колодцем, который, по преданию, ископал сам преподобный Трифон. В 1804 г. к источнику «в часовенный кладезь» провели выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Отсюда монахи брали воду на потребу. Справа и слева от часовни были устроены на особых ключах три садка для рыбы -архиерейский, настоятельский и братский. За водою ходили и ездили в монастырь со всего города.

Никольская церковь и настоятельские палаты

8 Парадным въездом в монастырь со дня его основания служили святые ворота с надвратной церковью Николы. Сперва это был деревянный «круглый» (восьмигранный) храм, построенный на столбах. Каменная церковь была построена в последнем десятилетии XVII века. Настоятельский корпус пристроили к воротам в середине XVIII века. Кельи архимандрита представляли собой семь прекрасных комнат на втором этаже, «через сени - церковь спальня огромная в четыре окна лицом в сад, через стену вид на город, с балкона из гостиной вид на реку и на заречную сторону, кругом верст на 20 и более». В помещениях первого этажа размещались казначейская и монастырский приказ.

Успенский Трифонов монастырь в XVII-XIX вв.

9. Каменная колокольня появилась на соборной монастырской площади в 1714 г. Сложенная «накругло» - «восьмериком», она имела три яруса. Справа от колокольни - церковь Трехсвятительская (1717 г.). В богатых монастырях для престарелых и больных монахов строили особый храм - в тихом месте, подальше от соборной церкви. Рядом стояли больничные кельи, где монахи доживали свой век. Старую деревянную церковь «святых врачевателей» Афанасия и Кирилла заменили каменной - в честь московских святителей Петра, Алексия, Ионы. С этим храмом связана история открытия первого в нашем крае учебного заведения - славяно-греко-латинской школы (1734 г.). Позднее школа была переименована в духовную семинарию.

Северо-западная башня Трифовноа монастыря

10. «Как правило, православные монастыри строились с учетом обороны против возможных врагов и потому имели мощные стены. И наш монастырь по традиции был обнесен высокими стенами». Но, поскольку ему ни разу не пришлось участвовать в военных действиях, то до середины XVIII века стены оставались деревянными... Северо-западная башня (1742 г.) использовалась монахами в мирных целях: для хранения овощей. В 1888 г. ее сдали в аренду городу под склад имущества и вооружения дружины государственного ополчения. Каменные стены ограды начали возводить в 1752 г. - «для красы и путчей в том монастыре церквам святым от воровских людей безопасности».

Вятский Успенский Трифонов монастырь

11. После октябрьского переворота Успенский Трифонов монастырь был разорен и закрыт. Но, поскольку его признали жемчужиной древнерусского искусства, то в 1980 г. началась реставрация монастырских построек - с целью музеефикации. В честь празднования 1000-летия крещения Руси обитель передали Вятской епархии. Вновь зазвучала монашеская молитва над мощами преподобного Трифона. В корпусе братских келий сегодня располагаются приемная митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и духовное училище. А в северо-восточной башне (1742 г.), примыкающей к братскому корпусу - епархиальная библиотека. Просветитель и покровитель небесный помогает нам во всех делах. День памяти преподобного Трифона - 21 октября.

 
 
Статистика
КАК
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
С НАУЧНЫМИ ТРУДАМИ

Международной
конференции

"Церковь в истории
и культуре России" ?

Подробнее ...

Страна Вятская © 2017
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Сайтов YandeG HotLog