Навигация
 
Кочин Г.А. Судьба Свято-Трифонова храма с. Каменное Заделье Глазовского уезда | Версия для печати |

Кочин Г.А. (Глазов)

 

Судьба Свято-Трифонова храма с. Каменное Заделье Глазовского уезда Вятской губернии


Image

 

Сто лет назад была освящена во имя преподобного Трифона Вятского церковь с. Каменное Заделье Глазовского уезда Вятской губернии. Сейчас это село относится к Балезинскому району Удмуртской республики. В судьбе маленького деревянного Свято-Трифонова храма, построенного в лесу на берегу реки Чепцы, нашла свое отражение непростая и трагическая история Русской Православной Церкви ХХ в.

На берегу р. Чепцы, недалеко от места, где сейчас стоит церковь, еще в давние времена были найдены богатые залежи каменной породы. Окрестные крестьяне ломали этот камень и тесали из него на продажу мельничные жернова. Слово «задильня» на русском языке означает – «каменоломня»1, и потому деревня, в окрестностях которой процветал каменный промысел, получила такое название – «Каменное Заделье».

Своим появлением Каменно-Задельский храм обязан целебному Трифонову ключу. По свидетельству первого удмуртского ученого и писателя Григория Верещагина, в 80-е годы XIX в. среди местных крестьян существовало предание, связывающее появление родника с именем преподобного Трифона Вятского. Как гласила одна из народных легенд, святой муж, во время путешествия по реке Чепце устроился работать в артель, тесавшую жернова. «От рабочих он переносил всякого рода насмешки: лили на него помои, толкали его, плевали на него и т.д. Однажды на берегу реки Чепцы Трифон после разных насмешек над ним скатил жернов в реку и тут совершилось чудо: жернов не утонул, а лежал на воде, как на твердой земле. Трифон сел на жернов и поплыл вниз по течению реки». Пораженные чудом, насмешники просили святого вернуться, но преподобный ответил им: «Оставайтесь с Богом!»2. А на том месте, где лежал жернов, забил родник с целебной водой.

Почитание святого ключа началось примерно во второй половине XIX в. Как рассказывали Григорию Верещагину местные жители, проходивший по берегу реки  землемер, у которого болели глаза, подошел «по какому-то тайному влечению к ключу, наклонился к нему, умылся водой его и тут же совершилось чудо: с глаз болезнь сошла, как грязь с руки. Об этом чуде узнали многие из окрестных селений, и больные начали приходить сюда с верой в чудодейственную силу воды, и многие получали совершенное исцеление»3.

Страшная болезнь глаз – трахома – в те годы была настоящим бичом удмуртского народа, и целебный родник получил широкую известность. По сведениям Григория Верещагина, в один из июньских дней 1886 г. к ключу за целебной водой пришло около пятисот крестьян. Каждый год в Духов день для совершения молебнов у святого ключа на берег Чепцы выезжал причт Покровской церкви соседнего большого с. Балезино. По словам ученого, к роднику необходимо было спускаться с крутого речного обрыва по сделанной здесь лестнице. Под самым берегом в землю был вкопан большой чугунный котел, наполненный пробившейся из-под него мутной водой.  Напившись из ключа, Верещагин отметил, что «вода на вкус мягка и пресна, как обыкновенная речная»4.

В 1888 г. над святым родником, в одной версте от починка Каменное Заделье, на средства крестьян была построена небольшая деревянная часовня во имя Святого Духа и Успения Богородицы. Вместе с крестом ее высота достигала 15 метров5. Часовня вошла в приход церкви с. Балезино, находившегося в 20 верстах от Трифонова ключа.

В дни больших праздников – Святого Духа и Успения Пресвятой Богородицы – у родника собирались десятки тысяч паломников  «из почти всех народностей» не только Глазовского, но и соседних уездов. По описанию учителя Утемова, сделанном в 1906 г., «длинною вереницею, скромная, пестрая толпа богомольцев  каждогодно» тянулась «на протяжении нескольких десятков верст по Глазовскому тракту и другим проселкам». Здесь также бывало «довольно много и татар-магометан торгашей с разными товарами по случаю большого стечения народа»6.

Жители починка Каменное Заделье, «желая иметь вблизи себя дом молитвы» настойчиво просили об открытии у них  прихода и строительстве новой церкви7. Со  временем хлопоты крестьян увенчались успехом, и необходимое согласие церковных властей было получено. 3 марта 1911 г. в газете «Вятские епархиальные ведомости» было опубликовано объявление о начале торгов «на постройку деревянной церкви и причтовых домов» в деревне Каменное Заделье8.

Проект храма был выполнен известным архитектором Иваном Чарушиным, к тому времени построившим множество церквей по всей территории Вятской губернии. Каменно-Задельский храм возводился в так называемом «русском стиле», в соответствии с традициями древнерусского зодчества. Здание представляло собой небольшую деревянную пятиглавую церковь на каменном фундаменте с колокольней. Своим обликом храм скорее напоминал сказочный терем, украшенный куполами-луковками и кружевной деревянной резьбой9.

Первоначально церковь строилась на деньги крестьян. Однако из-за отказа местного Управления Государственных имуществ отпустить лес для храма, строителям пришлось взять на себя огромные расходы на приобретение строительного материала. Вследствие этого непредвиденного обстоятельства средства, собранные для возведения храма, быстро закончились, и стройка оказалась под угрозой срыва. Положение спас священник Балезинской церкви, председатель Комитета по устройству прихода при Каменном Заделье о. Александр Попов, в 1907 г. избранный депутатом III Государственной Думы. Батюшка срочно подал обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру прошение с просьбой «об исходотайствовании от щедрот Всемилостивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА пособия на постройку храма» в размере 1000-1500 руб. Спустя всего неделю, 15 марта 1912 г., после доклада обер-прокурора, император Николай II «Всемилостивейше соизволил пожаловать на означенный предмет» 1000 руб10.

Благодаря помощи царя возведение церкви менее чем через год было успешно завершено. Местный крестьяне пожертвовали на богоугодное дело не только свои кровные рубли и копейки, но и также напрестольный крест и другую церковную утварь11. 17 марта 1913 г.12 новый однопрестольный храм был торжественно освящен «во имя преподобного Трифона Вятского Чудотворца».

Первоначально Свято-Трифоновская церковь вместе с часовней продолжали состоять при Балезинского храме, и только в 1915 г. здесь был открыт самостоятельный приход. В него, вместе с новообразованным с. Каменное Заделье, входили еще семь деревень и починков. Общее число прихожан храма достигало свыше тысячи ста пятидесяти человек13.

 Первым священником Свято-Трифоновской церкви стал о. Василий Константинович Домрачев, до этого служивший в Покровском храме с. Балезино, опытный и заслуженный пастырь, удостоенный многих церковных и светских наград. В семье потомков священника сохранились несколько фотографий, запечатлевших семью о. Василия на берегу р. Чепцы у святого ключа. На них видно, что в те годы родник был защищен деревянным навесом, увенчанным небольшим куполом с крестом. Старостой церкви стал богатый местный крестьянин Виктор Прокопьевич Ворончихин, немало пожертвовавший на возведение храма14.

После  прихода к власти партии большевиков для Русской Православной Церкви началось время гонений и скорби. Для Свято-Трифоновского храма испытания начались в апреле 1922 г., когда Глазовская уездная комиссия «по изъятию церковных драгоценностей» постановила забрать из Трифонова храма большой серебряный крест и потир «с принадлежностями». Просьба верующих не изымать крест и предложение собрать 43 руб. серебром для компенсации его стоимости,  были оставлены комиссией без внимания15.

В январе 1924 г. прихожане Каменно-Задельского храма, согласно требованию властей, зарегистрировали общество верующих Трифоновской церкви в Глазовском уездном отделе управления. Согласно поданным документам, численность прихожан храма в 1923 г. составляла тысячу триста человек16.

К сожалению, сведений о жизни Трифоновской общины во время «безбожных пятилеток» сохранилось мало. Известно, что в 1934 г. хозяйство священника села Каменного Заделья о. Вениамина Авраамова было причислено местным сельсоветом «к числу кулацких». На служителя церкви, не имевшего ни своего дома, ни скотины, была наложена «мясопоставка в количестве 102 килограмм»17. Вскоре батюшка был арестован и в январе 1936 г. приговорен к лишению свободы на три года. В 1990 г. о. Вениамин был реабилитирован18.

Новый священник, назначенный в церковь Каменного Заделья, в ноябре 1937 г., по словам верующих, из храма был «удален»19. После этого церковь, оставшаяся без своего причта, долгое время стояла пустой и закрытой. В течение 1939 и в январе 1940 г. по всем деревням бывшего прихода Трифонова храма властями неоднократно были созваны собрания колхозников. На повестке стоял только один вопрос: «О закрытии Каменно-Задельской церкви». Практически везде крестьяне послушно и единогласно проголосовали за такое постановление: «церковь являлась и является дурманом» и ее «надо превратить в культурно-посетительный дом». 29 апреля 1940 г. Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР своим указом окончательно закрыл храм. Здание церкви было передано Балезинскому райсовету «для использования под культурно-просветительное учреждение»20.

Но ни школой, ни домом культуры церковь так и не стала. Через несколько лет, в самый разгар Великой Отечественной войны, в стране началось возрождение церковной жизни. Одними из самых первых в Удмуртии новой ситуацией воспользовались прихожане Трифонова храма. В 1943 г. верующие начали осаждать Балезинский райисполком с просьбами «открыть богослужения в храме», но получили такой ответ: «церковь собранием колхозников закрыта, а потому открыть нельзя»21. Только после обращения верующих в декабре 1943 г. в Совет по делам Русской Православной церкви при Совнаркоме СССР дело сдвинулось с мертвой точки.

25 сентября 1944 г. церковь села Каменное Заделье была открыта и зарегистрировано ее религиозное общество. Настоятелем храма стал священник Анатолий Васильевич Пинегин. Позднее о. Анатолий вспоминал: когда он впервые  «зашел в церковь, она представляла из себя мерзость запустения:  в иконостасе не было ни одной иконы, … ни утвари, ни облачений, в храме расколотая икона, пучок соломы и три полена дров… Престол и жертвенник лежали в алтаре». Катастрофическое положение с утварью было преодолено лишь после передачи  властями для храма имущества давно закрытой церкви соседнего с. Ново-Волково.22

Каменно-Задельская церковь считалась одним из самых бедных и малолюдных храмов Удмуртской епархии.  В 1959 г. воскресные дни храм, стоявший на поляне в глубине леса в километре от села, посещало до 20-30 прихожан, а в церковные праздники было по 60-80 чел. Зимой церковь часто не отапливалась за отсутствием дров, дороги полностью заметало снегом. Редкие богомольцы были вынуждены по колено в сугробах добираться до храма. Дело доходило до того, что за малозначительностью доходов храм неоднократно освобождался от взносов на содержание Патриархии и Епархии23. Редко кто из священников охотно ехал в Каменное Заделье, считая службу в нем ссылкой и наказанием. Бывало так, что храм месяцами оставался без служителей церкви.

Однако после того, когда в 1962 г. в г. Глазове был закрыт и разрушен Георгиевский храм, поток богомольцев в Каменное Заделье существенно возрос. Четверть века Свято-Трифоновская церковь оставалась единственным действующим православным храмом обширного края, куда шли за словом Божьим и утешением верующие нескольких районов Северной Удмуртии.

Каменно-Задельский храм постоянно продолжал находиться под пристальным и контролем республиканских и районных властей, прилагавших большие усилия для дезорганизации церковной жизни в храме и развала его религиозного общества. Пресекались все старания духовенства благоустроить источник и совершить крестный ход к святому ключу. 20 апреля 1959 г. санитарная инспекция закрыла Трифоновский ключ для посещения паломниками. Весной 1969 г. священник Шуваев очистил Трифонов Ключ, освятил его, поставил крест столики и  скамейки на месте старой часовни и повесил иконы. Однако власти заставили верующих убрать «с деревьев иконы, крест и все церковное благолепие вдоль тропинки к ключу и у самого ключа». Священнику пришлось пообещать, что «он впредь не будет допускать подобных нарушений законодательства о культах…»24

Руководство Балезинского района несколько раз пыталось закрыть храм и распустить его общину. В мае 1962 г. по деревням и селам района прошли «собрания родителей учащихся и сходы граждан с прямой постановкой вопроса на них о закрытии православной церкви в Каменном Заделье». Однако «единогласной» поддержки, как в 1940 г., власти уже не получили, и ликвидация храма была сорвана25. В 1973 и 1975 гг. началась новое наступление на церковный совет с целью его роспуска и изъятия Каменно-Задельской церкви. Однако после жалобы верующих на имя Патриарха Пимена храм удалось отстоять26.

В годы перестройки был положен конец борьбе государства с Церковью. В 1989 г. в Глазове была построена новая Георгиевская церковь, и поток верующих в Каменное Заделье сократился до минимума. Первоначально Удмуртская епархия планировала открыть при Трифоновской церкви приют для престарелых священнослужителей. Однако в том же 1989 г. при храме собралась группа женщин, желавших принять монашеский постриг. Неофициальное обустройство первого после лихолетья монастыря в Удмуртии началось на средства самих сестер. При  Свято-Трифоновом храме возникло большое и налаженное хозйство27.

14 октября 1993 г. в Каменном Заделье был торжественно открыт Покровский женский монастырь. В обители сестры возвели новый домовой деревянный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При святом ключе была  снова устроена часовня, куда может прийти любой страждущий, испить воды и получить исцеление. Однако в силу расхождения монастыря по ряду вопросов с Патриархией в последние годы вход в Свято-Трифонов храм для местных прихожан был разрешен только три раза в году28. Но недавно появилась надежда, что разногласия будут преодолены и храмы монастыря будут открыты для всех.

 

1 Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство: XVI – начало ХХ века. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - С. 381.

2 Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Отв. за выпуск Христолюбова Л.С. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. - С. 17.

3 Там же.

4 Верещагин… - С.15-17.

5 Центральный государственный архив Удмуртской республики (ЦГА УР). - Ф. 134. - Оп.1. - Д. 995. - Л. 727(об)-728.

6 Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1906. № 24. Отдел неофициальный. 15 июня. - С. 879.

7 По губернии // Вятская речь. 1914. 13 марта.

8 ВЕВ. 1911. № 8-9. Отдел официальный. 3 марта. - С. 221.

9 Андреева Е.А. Архитектор Иван Чарушин. - Ижевск, 2007. - С. 56, 63, 65.

10 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 799. - Оп. 26. - Д. 914. - Л. 1-2; ВЕВ. 1912. № 20. Отдел официальный. 17 мая. - С. 328.

11 ВЕВ. 1913. № 21. Отдел официальный. 3 мая. - С. 399.

12 Шумилов Е.Ф. Рождается на Чепце монастырь… // Известия Удмуртской республики. 1992. 11 августа.

13  ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп.1. - Д. 1004 в. - Л. 137, 153-153об.

14  ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп.1. - Д. 999. - Л. 764, 766об-768об, 772об.

15 ЦГА УР. - Ф. Р-41. - Оп.3. - Д. 5. - Л. 44, 51.

16 ЦГА УР. - Ф. Р-452. - Оп.1. - Д. 12. - Л. 1-3, 9-10.

17 ЦГА УР. - Ф. Р-195. - Оп.1. - Д. 1. - Л. 174-174об.

18 Книга памяти жертв политических репрессий. - Ижевск, 2001. - С. 8.

19  ЦГА УР. - Ф. Р-1671. - Оп.1. - Д. 5. - Л. 2.

20  ЦГА УР. - Ф. Р-620. - Оп.1. - Д. 1137. - Л. 37 об, 62.

21  ЦГА УР. - Ф. Р-1671. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 2.

22 ЦГА УР. - Ф. Р-551. - Оп. 1. - Д. 61. - Л. 77; Архив Ижевской и Удмуртской епархии (ИЕУ). Переписка ИЕУ с Трифоновским храмом с. Каменного Заделья за 1945-1987 годы; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. - Ижевск, 2010. - Л. 133.

23 ЦГА УР. - Ф. Р-551. - Оп.1. - Д. 139. - Л. 139; Архив ИЕУ…;  Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии … - С. 143, 163-164;

24 ЦГА УР. - Ф. Р-551. - Оп.1. - Д. 139. - Л. 97; Ф. Р-1671. - Оп. 1. - Д. 35. - Л.10; Д. 37. - Л. 10, 27.

25 Центр документации новейшей истории Удмуртской республики (ЦДНИ). - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 9201. - Л. 1-4.

26 Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии … - С. 246-247.

27 Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии… - С. 296-297; Шумилов Е.Ф. Рождается на Чепце монастырь… // Известия Удмуртской республики. 1992. 6 и 11 августа.

28 Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии… - С. 302; Жилин С. У Святой воды. // Деловой квадрат. 2012. № 11. С.83;  Пузанова Н. С именем Трифона Вятского // Удмуртская правда. 2007. 19 октября.

 

 
 
 
Статистика
КАК
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
С НАУЧНЫМИ ТРУДАМИ

Международной
конференции

"Церковь в истории
и культуре России" ?

Подробнее ...

Страна Вятская © 2018
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Сайтов YandeG HotLog