Навигация
 
Главная arrow О Борисе и Глебе
Чтение о Борисе и Глебе. Предисловие А.Балыбердина | Версия для печати |

Преподобный Нестор Летописец

ЧТЕНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ

Переложение протоиерея Александра Балыбердина


Image


Дорогой читатель!


Вот уже тысячу лет жизнь и подвиги святых князей Бориса и Глеба являются для многих людей примером новой жизни во Христе, а их чудеса укрепляют в решимости жить по заповедям Божиим – с любовью к Богу и ближним. Святым братьям посвящено множество храмов, монастырей, крестных ходов, икон и книг, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

А начиналось всё с Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. Так назвал его автор – преподобный Нестор Летописец, пожалуй, самый известный книжник Древней Руси. Чтение преп. Нестора стало первым житием этих святых и было написано между 1086 и 1088 гг. для братии Киево-Печерского монастыря, насельником которого являлся преп. Нестор.

Благодаря таланту автора и его горячей любви к святым братьям, Чтение преп. Нестора уже в древности во множестве списков разошлось по всей Руси. Веками оно звучало в храмах в день памяти святых князей – 24 июля, и послужило основой для многих сочинений, в том числе знаменитого Сказания о Борисе и Глебе. Его давно оценили и изучают ученые, знатоки древнерусской словесности. Однако современному читателю Чтение преп. Нестора неизвестно – из-за отсутствия русских переводов, которые появились только в наши дни.

Перед тобой - один из первых переводов Чтения преп. Нестора на  русский язык, который впервые публикуется для широкого круга читателей. Мы посвящаем это издание 1000-летию подвига святых Бориса и Глеба (+ 1015) и 900-летию преставления преп. Нестора Летописца (+ 1114) с надеждой, что оно послужит более широкому прославлению этих удивительных святых.

Источником для издания послужила рукопись 1494 г. из собрания Соловецкого монастыря, оригинальный текст которой был опубликован в 1858 г. на страницах журнала «Православный собеседник». Для удобства   текст рукописи разбит нами на главы и даны пояснения к именам и событиям, которые за давностью лет могут быть неизвестны современному читателю. В остальном мы старались бережно следовать повествованию преп. Нестора, для которого подвиг святых Бориса и Глеба является примером новой жизни по заповедям Божиим – законам Царства Небесного, которое приблизилось (Мф. 10, 7) и уже сияет, действует в нашем мире.

Считая подвиг святых братьев важным событием не только русской, но всемирной истории, преп. Нестор начинает свой рассказ с Сотворения мира и истории Адама и Евы, которые первыми пострадали от коварства диавола, предложившего человеку жизнь без любви. В этом свете вражда Святополка против его братьев Бориса и Глеба предстаёт в виде борьбы диавола с Богом и всем человеческим родом. Неслучайно, автор Чтения называет Святополка окаянным – подобным Каину, который первым, по внушению диавола, решился на крайнее проявление нелюбви – убийство брата.

Рассказ преп. Нестора настолько ярок и выразителен, а детали точны, что читатель, временами, чувствует себя очевидцем событий. Это не случайно. Летописец хочет, чтобы его рассказ был не только максимально точным, но и назидательным. Он стремиться вызвать у читателя чувство сопричастности происходящему и надёжно утвердить его в мысли о том, что всякая неправда и нелюбовь к ближнему – от диавола. И потому, по слову Апостола: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 10). Очевидно, что это назидание преп. Нестора братии Киево-Печерского монастыря актуально и сегодня, девять веков спустя, для каждого из нас.

Промыслом Божиим, святым Борису и Глебу было суждено явить пример христианской любви к Богу и ближнему на заре русской истории. К сожалению, их призыв к братолюбию был услышан не всегда и не всеми. Примеров тому немало, и вряд ли стоит их перечислять. Важно понять, что всякая междоусобица, смута, пугачевщина и гражданская война сначала начинается в сердце человека – с нелюбви к ближнему, а уже затем выплёскивается на площади и улицы городов. И чем бы не пытались оправдать её новые Святополки – она не от Бога. Потому сказано: Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20).

Об этом нам ещё раз напоминает Чтение преп. Нестора, публикация которого, как мы надеемся, будет благосклонно встречена специалистами и вызовет отклик в сердцах читателей.

Протоиерей Александр Балыбердин 

 

 
 
 
Статистика
КАК
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
С НАУЧНЫМИ ТРУДАМИ

Международной
конференции

"Церковь в истории
и культуре России" ?

Подробнее ...

Страна Вятская © 2017
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Сайтов YandeG HotLog